Blog Post

Кансайскими тропами: потаенная прохлада знойного Киото
Блоги, Культура, Путешествия, туризм

Кансайскими тропами: потаенная прохлада знойного Киото 

Утро. Kyoto. Я стою возле гигантских ворот-тории Отэн-мон (応天門) перед синтоистским святилищем Хэйан-дзингу (平安神宮). Это одни из самых высоких тории в Японии. Их высота около 24 метров, и они заставляют меня чувствовать себя муравьём. С этих ворот начинается один из моих самых любимых маршрутов по Киото: от  Хэйан-дзингу до святилища Ясака (八坂神社) и моста Сидзё (四条大橋) через реку Камогава (鴨川). 

Ясака-дзиндзя
на реке Камогава
Мост Сидзё-оохаси (источник: https://4travel.jp/travelogue/10792255)

Однажды, много лет назад, моя учительница по икэбане пригласила меня приехать в Киото на свое выступление. Она должна была играть на японском барабане цудзуми в легендарном театре Но Kyoto Kanze Kaikan Noh Theatre. Сэнсэй снабдила меня пригласительным билетом и примерно объяснила, как добраться. Тогда ещё никто не пользовался гугл-картами, и, добравшись до нужной мне остановки, я обнаружила себя стоящей под гигантскими воротами Хэйан-дзингу… не зная, куда двинуться. Зато так начался один из самых волшебных дней в моей жизни, подаривший чудесные открытия и впечатления. Не будучи ограниченной заданным маршрутом, я набрела на местечки и уголочки в Киото, которые не найдешь ни в одном путеводителе. Все любимейшие места в древней столице были открыты по большей части случайно или “подарены” моими друзьями. Теперь моя очередь делиться ими – вдруг кто-то вдохновится и отправится однажды по моим «ленинским местам».

Итак, вернемся под ворота Отэн-мон. Эти тории являются главным входом в синтоистское святилище Хэйан-дзингу, правда, отстоят от него на полтора километра. Проход под воротами Отэн-мон символизирует обряд очищения перед входом в святилище. Но этим дело очищения не ограничивается. Перед всеми священными или около того местами есть каменный бассейн для омовения рук и рта, тэмидзуя.  Обычно в нем течет чистая вода, и лежат специальные ковшики. В стародавние времена совершали омовение всего тела, но сейчас обряд упростился настолько, что и сами японцы не все знают и следуют ритуалу даже при омовении рук. На самом же деле все довольно просто: сначала нужно набрать достаточное для всего омовения количество воды в ковшик хисяку и сполоснуть левую руку. Затем, экономно распределяя воду, омыть правую руку. Плеснуть чуть воды в левую руку и прополоскать  рот. Снова омыть левую руку и наконец дать остаткам воды из ковшика стечь по его ручке, наклонив  его ручкой вниз. Вот и все. А еще важно почувствовать, что омовения в тэмидзуя полезны для вас. Я чувствую.

Тэмидзуя

Теперь можно приблизиться и к самому святилищу Хэйан-дзингу.

В нем особо почитаются два императора, правившие в Киото и возведенные в ранг божеств по многочисленным просьбам жителей. Первый-император – Камму-тэнно, перенесший столицу Японии в Хэйан-кё (старинное название Киото, означающее «Город мира и спокойствия»), который удерживал статус столицы более тысячи лет. Второй почитаемый здесь император, Комэй-тэнно, был последним императором Хэйан-кё, правивший до переноса столицы в Токио. Главное здание храма построено  по образу и подобию Императорского дворца госё, но меньше его на треть. А еще вокруг него в святилище есть четыре сада, название и расположение которых соответствует сторонам света.

Святилище Хэйан-дзингу, Киото

Жара стоит такая, что на на сады задору уже не хватает, и я двигаюсь дальше, почтив вниманием только главный храм. Ворота-великаны остаются позади, а в пяти минутах ходьбы от них, в узенькой и неприметной улочке, вымощенной камнем, прячется то самое здание театра Но. Знаете, посещение театра Но в экстремально жаркий денек – просто отличная идея: там спокойно, чинно, прохладно и… волшебно. Это совершенно отдельное и абсолютно ни на что не похожее эстетическое переживание.  Первое впечатление мое, помню, было смесью изумления, полного непонимания (как попытка постигнуть марсианские хроники) и чистой воды культурного шока. Но не было и чувства отторжения. Просто тогда у меня не было инструментария, необходимого для понимания происходящего, чтобы эта дверца отворилась. Сцена, организованная совершенно иначе, чем в любом драматическом театре; полное или почти полное отсутствие декораций и реквизита; маски, выражающие «чистые эмоции»;  на первый взгляд однообразная пластика актеров и особенное звуковое сопровождение – шорохи, ритм, выкрики и особая техника речитации – все это составляет совершенно особый изобразительный язык. Язык образов, иносказаний, полунамеков и условностей, направленный на то, чтобы разбудить воображение зрителя. 

Классическая программа состоит из пяти пьес и трех комедийных сценок или танцев. Длится она около пяти часов с перерывами после каждой пьесы. В театре есть кафетерий, где можно выпить кофе и даже скромно пообедать, или выйти в холл и выпить чашку бесплатного зеленого чая. Это очень комфортно, не обязывает высиживать полную программу, можно приехать чуть позже или уйти чуть раньше и ничего не пропустить. Да, и самое главное: пусть незнание японского языка вас не смущает! Все равно манера исполнения такая, что трудно разобрать отдельные слова. Для иностранцев есть программки с кратким содержанием всех пьес на английском, которые помогут следить за происходящим. А ключевым тут является воображение. В каком бы городе Японии вы ни посетили театр Но, вы обязательно унесете оттуда частичку некой “избранности”, понимания происходящего и причастности к одной из  реликвий Японии.

Тогда, в день выступления Сэнсэя, мы с другими студентами не остались  в театре до конца программы. Посмотрев ее выступление и еще пару пьес, мы дождались, когда она выйдет к нам, поблагодарили ее за приглашение, попили чудесного зеленого чаю и решив, что для следующего посещения необходимо все же «подковаться», распрощались и разошлись. Так, оказавшись в середине дня в центре Киото без особых планов и располагая временем, я отправилась в прямом смысле куда глаза глядят…

(продолжение следует)

Наталья Царегородцева

Другие статьи автора:

Кансайские путешествия: из Кобэ – в Киото!

О Сливовых Дождях

БОЛЬШЕ Кансая! ЕЩЁ про театр Но

Related posts