Всем известно, что в традиционных японских домах полы застилались соломенными циновками татами. В современном же мире тенденция изжить столь великолепное наследие диктуется погоней за дешевизной и, как ни странно это звучит, ненадобностью, поэтому современные квартиры оборудованы только одной комнатой с татами, да и то не всегда. Часто считается, что татами – это немодно, неудобно и непрактично.
На самом деле очень многие современные японцы даже и не догадываются, насколько татами необходимы в их повседневной жизни – и не только как элемент традиционного интерьера. Циновки выполняют многофункциональную работу по очистке воздуха в квартире, поглощению углекислого газа, регулированию температуры и влажности в помещении. Татами – это своего рода экологически чистый “кондиционер”. Они плетутся из тростника игуса, запах которого также выполняет функции ароматерапии. Считается, что у отдохнувшего ночь на татами человека повышается способность к концентрации в несколько раз больше, чем если бы он спал в обычной кровати.
Для меня нет практичнее настила, чем татами. В дневное время на них можно сидеть, ночью – спать. Гораздо большее количество гостей можно разместить на татами, нежели на диване или за столом на стульях. Циновки давно используются как маты в различных единоборствах. А чайную церемонию без татами вообще сложно представить.
Многое в японской культуре было заимствовано из Китая, но татами – это уникальный продукт японской жизненной мудрости, продиктованной климатическими условиями страны. Первые упоминания о татами можно прочитать в самых древних письменных памятниках культуры “Кодзики”, “Нихонсёки” и “Манъёсю”. Сначала, как и полагается, татами были только у аристократии и лишь в эпоху Мэйдзи приобрели свое массовое распространение.
Татами имеют строго определенную величину, причем в зависимости от места их производства наблюдаются различия в форме и размерах. Так, например, циновки из Киото и западной части Японии немного длиннее своих сородичей из Токио и восточной части страны. Во многом это определено традициями архитектурного строительства. Так, в Киото строительство домов подгонялось под уже традиционные размеры татами. (Может, как раз поэтому в Японии площадь жилых помещений традиционно измеряется в татами.) В то время как в Токио сначала строились дома, а потом под заказ плелись циновки. А вот татами с южных островов Рюкю (Окинава) отличаются тем, что они абсолютно квадратные, и в современной гостиной очень выигрышно смотрятся как элемент интерьера.
Полы застилаются татами по установленным правилам. Обязательно учитывается их определенное количество и расположение. Считается, что неправильно положенные татами приносят в дом несчастье. Так, например, не должно быть мест, где сходятся углы трех или четырех циновок. В этом правиле кроется практический смысл, так как именно таким образом татами не расходятся в разные стороны, даже если по ним будут бегать и прыгать оголтелые дети вроде моего сына.
С периода Эдо выделяют два стиля расположения татами: “сюгисики” для проведения торжеств и “фусюгисики” – для поминок. В те времена татами считались роскошью и в обычные от мероприятий дни хранились в стопке и расстилались в том или ином стиле в зависимости от церемониальных действий. В наше время общепринято класть татами “по-торжественному”. Только в некоторых храмах и рёканах можно до сих пор наблюдать разделение на два стиля.
Существует восемь видов плетения татами: моромэ, итобики, оомэ, адзэкура, фуцу, хонфукуро, какэгава и сандзю. Чем больше нитей используется при плетении, тем отчетливее виден узор. В зависимости от количества использованного материала, а также от зазоров между поперечными волокнами, татами являются в той или иной степени прочными, долговечными, водонепроницаемыми, грязеустойчивыми, и соответственно, от этих качеств варьируется и цена на циновку.
За последние десять лет количество мастеров плетения татами уменьшилось в несколько раз, в первую очередь в связи с потерей национального интереса. Однако в последнее время японские циновки переживают второе рождение: в виде ковровых настилов, подушек на стулья, подушек-валиков под локти и голову, матрасов на кровати и всякой мелочи по хозяйству – кошельков, визитниц, сумок, шляпок, аксессуаров… Всего не перечесть.
И это очень радует, ведь было бы невыносимо жалко утерять такую роскошную вещь как ТАТАМИ!
Related posts
Ракуго на английском!
В самом туристическом районе Токио, Асакуса, каждый месяц профессиональные ракуго-ка проводят свои выступления на английском языке. Следующее представление – в сентябре. ДАТА/ВРЕМЯ: 21 сентября (сб), 13:30-15:30 МЕСТО: Asakusa Public Hall, 4 этаж, зал #2 СТОИМОСТЬ: 1700 иен (на месте), 1500 иен (заранее, купить здесь) *В…
“Дом. Дым. Дом.” Выставка в Токийском университете иностранных языков
Вокруг дым пожаров, дым пропаганды, а в центре любой войны – всегда дом.
“Там, где живёт красота Японии” – выставка Хирамацу Рэйдзи
Что получится, если художник, пишущий традиционные японские картины нихонга, вдохновится французскими импрессионистами, в своё время вдохновившимися японизмом? Узнайте на выставке Хирамацу Рэйдзи – обладателя Ордена исскуств от Министерства культуры Франции!