История пары Акихито и Митико с самого начала была полна моментов, необычных для Японии того времени. Шаг за шагом своим примером они меняли японское общество, оказывая влияние на все его сферы – ещё до того, как взошли на императорский престол.
Наследный принц Акихито и дочь президента мукомольной компании Сёда Митико встретились не на традиционных смотринах, а за игрой в теннис. В той игре будущий император проиграл будущей супруге со счётом 2:1. Почётный кубок с этого матча будет красоваться в комнате Митико рядом с книжным шкафом, полным книг на английском. Наличие как своей комнаты, так и зарубежных книг у молодой девушки было тогда явлением крайне редким – пожалуй, не менее редким, чем кубок победы над принцем. Получившая современное образование в университете, основанном католической миссией, Митико росла в обстановке уважения индивидуальности и личного пространства. Эта тенденция очень скоро распространится по всей Японии.
В день матча Сёда Митико одержала сразу две победы: на теннисными навыками принца Акихито и над его сердцем. Принц немедленно сообщил своему другу, что желает заполучить эту девушку в жёны, и попросил стать телефонным посредником между ними – сам принц, очевидно, осуществлять звонки напрямую не мог. Уже позже по приказу двора в комнате Митико установят телефон для прямой связи со двором – ещё один невиданный элемент убранства комнаты молодой девушки.
В окружении принца далеко не все были в восторге от новшества – брака с простолюдинкой. Мать Митико тоже поначалу была против брака с высочайшей персоной, своей дочери в мужья она прочила дипломата или учёного. Тогда принц начал через своего школьного друга бомбардировать избранницу звонками – за месяц он позвонил 20 раз. Видя, что её дочь искренне увлеклась принцем, мать сдалась и позволила принять ухаживания. Старания Акихито принесли плоды – через месяц пара объявит о решении связать свои судьбы. Чтобы посмотреть на их свадьбу, тысячи японских семей приобретут свой первый в жизни телевизор – с тех пор именно это СМИ станет определяющим в формировании мнений нации во всех сферах жизни.
В 1958 году начнётся “бум Митти”. Начиная от теннисной формы, которая была на Митико во время судьбоносной игры, её гардероб станет предметом копирования тогдашних японских модниц. Но подражание не ограничится внешней стороной: многие японки, которые до тех пор должны были выходить замуж по решению семьи и после смотрин, захотели теперь самостоятельно выбирать себе жениха и выходить замуж по любви – раз уж императорской семье можно, то нам и подавно!
Через два года у пары рождается принц Нарухито – “Нару-тян”, как ласково окрестят его в народе. Митико не отдаст его на попечение кормилиц и нянек, как это было положено до неё во дворце, но даже будет собственноручно готовить для него еду. Такого во дворце не было никогда, сам Акихито был отлучён от родителей в возрасте трёх лет. В прессе немедленно появляются статьи о «новом типе семьи» и «новом типе воспитания». Начинается бум пособий по воспитанию детей – как зарубежных, так и местных специалистов. Отношение к детям меняется кардинально, теперь они полноправные члены семьи. Внимание, уделяемое воспитанию и образованию детей, выросло в разы, именно тогда в Японии появляется традиция отмечать детские дни рождения. Если поколение послевоенных бэби-бумеров выросло, вроде как, самостоятельно, то ни одна мать, родившая после 1960 года, не сказала бы, что её ребенок вырос без особых усилий с её стороны.
Императору Хэйсэй удалось то, что не получилось у его отца, императора Сёва – создать положительный образ национального символа как внутри страны, так и за её пределами, без вмешательства в политические дела государства. При всех нововведениях Акихито в то же время придерживался традиций и лично присутствовал на всех традиционных церемониях, а не отправлял на них специального представителя, как практиковалось раньше. Но человеческим возможностям есть предел. Поняв, что больше не сможет исполнять свои обязанности символа нации в полном объёме, Акихито объявил о своём отречении от престола в пользу своего сына Нарухито. Уходить вовремя – шаг, бесспорно, красивый и смелый. Последний раз такое событие случилось при японском императорском дворе более двухсот лет назад.
Появляясь на публике лишь изредка, Акихито и Митико как будто всегда были среди народа. Для японцев эта прекрасная со всех сторон пара стала символом открытости, человеколюбия и красоты – как внутренней, так и внешней. Современным японцам очень повезло прожить бок о бок с таким ориентиром в сердце своей страны последние 30 лет. Наверное, многие из них этого не осознают. Но чувствуют – наверняка.
Посмотреть церемонию отречения императора Акихито от престола можно здесь.
Катя Эдж, главный редактор «Красивой Японии» (@beaujapancom)
Другие статьи автора:
От Хэйсэй до Рэйва: эпоха уходит, стихи остаются
Related posts
Ракуго на английском!
В самом туристическом районе Токио, Асакуса, каждый месяц профессиональные ракуго-ка проводят свои выступления на английском языке. Следующее представление – в сентябре. ДАТА/ВРЕМЯ: 21 сентября (сб), 13:30-15:30 МЕСТО: Asakusa Public Hall, 4 этаж, зал #2 СТОИМОСТЬ: 1700 иен (на месте), 1500 иен (заранее, купить здесь) *В…
“Дом. Дым. Дом.” Выставка в Токийском университете иностранных языков
Вокруг дым пожаров, дым пропаганды, а в центре любой войны – всегда дом.
“Там, где живёт красота Японии” – выставка Хирамацу Рэйдзи
Что получится, если художник, пишущий традиционные японские картины нихонга, вдохновится французскими импрессионистами, в своё время вдохновившимися японизмом? Узнайте на выставке Хирамацу Рэйдзи – обладателя Ордена исскуств от Министерства культуры Франции!