Родиной классического селадона считается Китай династии Северного Сун второй половины 10 века. Китайская придворная знать сразу полюбила его благородный зеленоватый цвет, напоминающий окрас нефритового камня, столь ценимого вельможами Поднебесной. Позднее технология производства селадона проникла и в Корею. Селадон также стал одной из важных статей китайского экспорта на запад по Великому шелковому пути.
Одна из версий происхождения названия “селадон” в Европе считает его производным от имени Салах ад-Дина, мусульманского правителя Сирии и Египта начала 12 века, контролировавшего участок шелкового пути в Восточном Средиземноморье. Нам бы хотелось познакомить читателей с селадоновой посудой, производившейся в княжеских гончарнях Набэсима, редкие экземпляры которой были представлены на выставке в Галерее Имаэмон в Арите в 2019 году.
Японская средневековая знать также испытывала страсть к предметам роскоши, поэтому не обошла своим вниманием и селадоновую посуду, о чем свидетельствуют сохранившиеся предметы той эпохи, ввезенные с материка. После двух неудачных попыток Тоётоми Хидэёси в конце 16 в. захватить Корею, на остров Кюсю попало значительное количество пленных керамистов. Скорее всего, среди них были и специалисты по производству селадоновой посуды. Вообще, возможно, единственным несомненным успехом вторжений в Корею стал последовавший толчок к началу бурного фарфорового производства на Кюсю, за что в среде японских керамистов эта экспансия получила название “гончарной войны” (焼き物戦争).
К сожалению, история умалчивает имена мастеров, заложивших основы селадонового производства в Японии. После того как князья Набэсима перенесли свои гончарни в деревушку Окаватияма, в окрестных горах были найдены залежи камня, являющегося сырьём для селадоновой глазури, что стимулировало развитие производства данной посуды наряду со знаменитым фарфором Набэсима. Селадоновая посуда получила наименование сэйдзи (青磁).
Селадоновая посуда рождается при покрытии специальной глазурью фарфорового или керамического черепка. В гончарнях Набэсима в качестве основы использовались фарфоровые заготовки. Благо, залежи каолина – необходимого ингридиента фарфоровой смеси – имелись в близлежащей Арите, а позднее стали поступать и из других районов Кюсю. Селадоновая глазурь изготавливалась уже из местного сырья.
В состоянии раствора глазурь имеет желтый цвет, совсем не напоминающий конечный продукт. Для достижения желаемого эффекта глазурь наносят, макая заготовку в бодейку с раствором и стараясь покрыть равномерным толстым слоем всё изделие. Чем толще слой глазури, тем меньше вероятность появления сетки мелких трещинок. После этого заготовка отправляется на обжиг в бескислородной среде в диапазоне температур 1260-1300 С°. Для достижения тёплого светло-зелёного или салатового цвета содержание железа в глазури обычно колеблется в диапазоне 1-2%. При меньшем содержании железа конечный продукт получается совсем бледно-салатового цвета, едва отличимого от привычного белого фарфора. Такая посуда именуется сэйхакудзи (青白磁). При повышенной доле железа в смеси глазурь после обжига окрашивается в коричневый или черный цвет.
К характерным особенностям селадона Набэсима можно отнести глубину и равномерность салатового цвета и гладкую поверхность изделий при отсутствии мелких трещин, столь часто встречающихся в китайском и корейском селадоне. Мастера искусно применяли селадоновое покрытие в производстве объёмных предметов домашней утвари, таких как статуэтки, вазы или курильницы, умело нанося глазурь равномерно по всей поверхности изделия. Часто использовалась техника раздельного глазурирования какэвакэ (掛け分け), при которой лишь часть поверхности изделия покрывалась селадоновой глазурью, на остальные же участки наносилась прозрачная глазурь и всевозможные рисунки, а также могли использоваться и другие глазури, например, красно-коричневая (鉄釉) или ультрамариновая (瑠璃釉).
В декоре селадона Набэсима регулярно применялись техники цветной надглазурной росписи ироэ (色絵), рельефного оттиска (形打陽刻) и гравировки (線彫り). Нередко использовались налепные узоры тёка ( 貼花), выполненные из того же материала. Отдельно и после покрытия глазурью того же состава элементы накладывались на основное изделие и впоследствии закреплялись обжигом.
Получила широкое распространение техника сумихадзики (墨弾き) или резерваж, в которой по намеченному на изделии узору или сюжетному рисунку наносился слой воска или жира, затем заготовка покрывалась краской или глазурью, которая не приставала к покрытым воском участкам. После обжига воск исчезал, оставляя четкие контуры рисунка из проступающего белого тела заготовки на контрастном окрашенном фоне. Часто изготавливались тарелки и блюда причудливых форм (変形皿).
Одним из ранних методов оформления селадоновой посуды стало применение росписи синими подглазурными красками на основе оксидов кобальта сомэцукэ (染付), опыт которой уже был накоплен в Арите и Окаватияма.
Подобную посуду условно можно разделить на два подкласса. В одном случае вся заготовка сначала покрывалась селадоновой глазурью, а после обжига на нее наносился кобальтовый рисунок с последующим повторным глазурированием слабым составом селадона, через который рисунок все-таки проступал, либо прозрачной глазурью, полностью демонстрирующей синюю роспись. Такая посуда иногда именуется сэйдзи-сомэцукэ (青磁染付), с акцентом на преобладание селадонового цвета.
Во втором варианте художественного оформления заготовка разбивалась на сектора с проведением раздельного глазурирования, где лишь отдельные участки покрывались селадоновой глазурью. В данном случае селадон применялся лишь как часть фона, или один из красителей в общем замысле сюжетного рисунка или узора. Такая посуда именовалась сомэцукэ-сэйдзи (染付青磁).
В дальнейшем стали внедрять и оформление цветными надглазурными пигментами. Здесь цветные краски накладывались, как поверх селадоновой глазури, так и при раздельном глазурировании на неселадоновые участки. Подобная посуда в целом стала именоваться сэйдзи-ироэ (青磁色絵). Глазурирование поверх слоя селадоновой глазури встречалось реже, что видимо было связано с технологическими трудностями этой менее освоенной техники.
В деревушке Окаватияма и по сей день существует большое количество гончарен, специализирующихся на производстве селадоновой посуды высокого качества непервым поколением искусных мастеров. В следующих рассказах мы постараемся познакомить вас с некоторыми из них.
Текст и фото: Сергей Мидани, исследователь японского фарфора
Больше японской керамики!
Керамика Охи – любовь подкралась незаметно
За лучшими заварочными чайниками в Японии – в Токонамэ!
Related posts
Ракуго на английском!
В самом туристическом районе Токио, Асакуса, каждый месяц профессиональные ракуго-ка проводят свои выступления на английском языке. Следующее представление – в сентябре. ДАТА/ВРЕМЯ: 21 сентября (сб), 13:30-15:30 МЕСТО: Asakusa Public Hall, 4 этаж, зал #2 СТОИМОСТЬ: 1700 иен (на месте), 1500 иен (заранее, купить здесь) *В…
“Дом. Дым. Дом.” Выставка в Токийском университете иностранных языков
Вокруг дым пожаров, дым пропаганды, а в центре любой войны – всегда дом.
“Там, где живёт красота Японии” – выставка Хирамацу Рэйдзи
Что получится, если художник, пишущий традиционные японские картины нихонга, вдохновится французскими импрессионистами, в своё время вдохновившимися японизмом? Узнайте на выставке Хирамацу Рэйдзи – обладателя Ордена исскуств от Министерства культуры Франции!